7 ноября 2011 г.

Однотактный ламповый усилитель 6Н9С и 6П6С

После успешной сборки трехлампового усилителя Губина у меня появилось желание самостоятельно просчитать все детали схемы и по собственным расчетам построить однотактный усилитель.
Стал вопрос выбора ламп. Тут мне очень помогла статья Вадима Пузанова "Однотактный ламповый..., возвращаясь к напечатанному". В статье хорошо описан опыт применения различных ламп в усилительных схемах. Также  подробнейшим образом рассмотрены нюансы конструирования схем ламповых усилителей. Большая мощность на выходе мне ни к чему, основной упор на качество, поэтому выбор пал на лампу 6П6С, и в драйвере 6Н9С.

Обложившись книгами сделал расчет всех элементов схемы в Mathcad. Расчет лампового усилителя делается "с хвоста", в таком порядке и выкладываю результаты.

Расчет оконечного каскада на лампе 6П6С

Расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н9С

В результате расчетов получилась вот такая схема. Хочу отметить пару ключевых моментов.
1. Усилитель рассчитан на работу с источником сигнала напряжением не более 1В. Если у вашего источника амплитуда сигнала более 1В необходимо пересчитать параметры каскада предварительного усиления а именно: увеличить смещение до 3,5 - 4В, изменить номиналы резисторов R3 и R4.
2. Номинал и тип межкаскадного конденсатора С3 меньше почти в два раза от расчетного значения и определён методом подбора. По расчету номинал С3 зависит от коэффициента частотных искажений Мнк. Величиной этого коэффициента мы задаемся как бы "на глаз". В реальной схеме этот конденсатор на мой взгляд проще подобрать опытным путем. Слушал усилитесь с конденсаторами разных типов и номиналов, из всех мне больше понравился именно К71-7 0.1мкФ.
3. В схеме нет конденсаторов шунтирующих электролиты. Опять же на мой слух с шунтирующими конденсаторами высокие частоты играли "грязно" или слишком звонко, затрудняюсь это ощущение правильнее передать. Убрал - всё стало на свои места.
Схема однотактного усилителя на лампах 6П6С и 6Н9С (один канал).
Схема блока питания. Питание накалов ламп разделено по каскадам.
 Вот как выглядит эта схема в макете. Лампы расположены в один ряд. Двойной триод 6Н9С посредине. На момент написания статьи усилителю исполнилось полтора года. Всё это время использую его для прослушивания музыки. Звучанием доволен.

Фото сделано сразу после монтажа деталей. В окончательном варианте все шунтирующие конденсаторы я убрал и заменил межкаскадные К40-У9 на К71-7


 В драйвере можно также использовать лампу 6Н8С. Её мощности немножко не хватает чтобы раскачать 6П6С. Но если Вам не нужна большая громкость то эта лампа подойдет по моему субъективному восприятию даже лучше чем 6Н9С.

Далее привожу расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н8С и схему усилителя.
Эту схему я собрал первой. Звук мне понравился но громкости немножко не хватило. Поэтому просчитал каскад предварительного усиления на лампе 6Н9С и остановился на схеме описаной выше.

Расчет каскада предварительного усиления на лампе 6Н8С

Однотактный усилитель на лампах 6П6С и 6Н8С
Использованная литература.

Больше всего почерпнул из этой книги - Г.С.Цыкин Электронные усилители 1965г. Написано просто и понятно, много примеров.

Очень помогли мне статьи Вадима Пузанова, о котором я уже упоминал в начале этого рассказа

Также листал но толком не читал такие книги:
Электронные усилители Г.С. Рамм 1966
Электронные и транзисторные усилители низкой частоты. Чудновский И.Я., 1968
Хвиливицкий С.И., Медякова Л.В. Расчёт и проектирование усилителей низкой частоты 1958
Справочник радиоинженера, Р. Лэнди, Д.Дэвис, А.Альбрехт, 1961

97 комментариев:

  1. Фёдор, буду повторять схему вашего усилителя с 6Н9С. Скажите пожалуйста, вам не хватало громкости при 100% использовании громкости усилителя? :) И как вы перемотали ТС 180-2 на 300 вольт после выпрямления?

    Еще, посоветуете хороший транс на замену ТС 180 для питания именно приведенного выше усилителя?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По громкости: мне очень нравится альбом Rainbow 75 года, он записан с низким уровнем, кажется так это называется (очень тихий сам по себе). Именно на этой записи мне и не хватало громкости совсем немного, ещё бы на процентов 10-15 больше и было бы в самый раз. Пожалуй у всех исполнителей начиная с 80-х годов альбомы записаны более громкими, если можно так выразится, и эта проблема отпадает. Комната в которой я слушаю музыку небольшая - всего 12 квадрат. На большинстве записей громкость не доходит и до половины, редко - выше, и только Rainbow слушаю примерно на 80-90% громкости. На самом усилителе регуляторов никаких нет. Управляю громкостью с помощью звуковой карты Creative SB 1240 THX.

      ТС 180 для этого усилителя огромен. Использовал его по двум причинам - он у меня был в наличии и его очень удобно перематывать. Сколько витков мотал точно не помню но это несложно посчитать. Считаем кол-во витков обмотки накала. Витки делим на напряжение накала 6,3 в. Получим примерно 3 вольта на виток(эту цифру пересчитайте самостоятельно - пишу по памяти). Далее убираем все обмотки кроме первичной и вторичной высокого напряжения. Мотаем сколько не хватает до необходимого анодного напряжения. Затем мотаем обмотку накала - у меня две обмотки - на драйвер и на выходной каскад отдельно. Мотать их можно более тонким проводом чем был на трансформаторе так как токи накала у наших ламп значительно меньше расчетного тока родной накальной обмотки.

      А в идеале на мой взгляд заказать тороидальный трансформатор с необходимыми параметрами. На Украине намотку тороида по заданию заказчика Делают как минимум три организации. Их сайты есть в интернете. Услуга по информации с сайтов стоит от 60-70 гривень и выше в зависимости от мощности и сложности намотки. Давно собираюсь заказать и себе тороид чтоб избавиться от огромного ТС-180 да всё руки не доходят :)

      Удалить
  2. фиксированное смещение к 6П6С не подключали? Интересно что получится.

    ТС180 уже мотаю, спасибо :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Нет, фиксированное смещение не пробовал - для этого надо мотать дополнительную обмотку или использовать отдельный маленький тр-р. Такой усилитель требует периодической проверки рабочих режимов - то есть придется проводить ППР чтоб не слушать испорченную шарманку. Всё это мне не подходит.

      По отзывам мэтров аудиопортала фикс. смещение это более профессиональное решение на пути к качественному звуку.

      По личному опыту могу сказать что во многом качество звука задает акустическая система. То есть предел будет определяться не схемой и комплектующими нашего усилителя а уровнем используемой акустики. Если использовать бюджетную акустику то все наши старания растворятся в её несовершенстве.

      Удалить
  3. какой тип резисторов использовали в номиналах 300ком и 470ком?

    ОтветитьУдалить
  4. вижу, МЛТ-2. В этот рас решил детали кошерней купить, но у продавца нет еужных номиналов На 470кОм получается батарея резисторов из 1х SQP-5W 15К+-5% и 5х SQP-5W 91К+-5%

    ОтветитьУдалить
  5. здравствуйте!помогите начинающему радиолюбителю!!!6н9с какие конденсаторы и на сколько вольт???????может я чтото не понял ,но как можно без етого,?,?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На схеме указаны напряжения во всех точках к которым подключены конденсаторы. Для С1 берите 350В, С4 - 6,3В или больше, С7 - 25В или больше.
      Для межкаскадного конденсатора С3 достаточно номинала в 250 вольт

      Удалить
    2. Анонимный10 мая 2014 г., 21:52

      соберал эту схему с твз-1-2 - звук какой то "мертвый" в сравнение 6ф5п звучат куда более приятно с теми же трансформаторами.. про 6п3с вообще молчу- очень музыкальные но вот то что 6п6с так фигово звучат сомневаюсь.. может трансформаторы не для них.. может из за несогласовки ra остаться только бассы?

      Удалить
    3. У тр-ра ТВЗ 1-2 коэффициент трансформации равен 22,8 и приведённое сопротивление соответственно равно 2,36 кОм. Это в два с половиной раза меньше чем у тр-ра ТВЗ 1-9. Думаю в этом причина "мертвого" звука.

      Удалить
  6. Добрый день.Хотел спросить вас.Задался целью сабрать усилитель на данных вами моделями ламп.Но дело в том что я хочу задействовать весь драйвер 6н9с как было предложено на оригинальной схеме.Вопрос в том какие резисторы нужно использовать для лампы 6п6с R6 и R7 как у вас на схеме или со схемы оригинала?И есчио один вопрос начиот выходного трансформатора.Хватит ли лампе 6п6с выходника с первичкой на 5.2Ком и вторичкой на 8Ом выходная мощность 5W?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. R6 смело ставьте 200 ом. Достаточно поставить полваттный МЛТ резистор. Я поставил двухваттный потому что меньшего небыло под рукой и места на панельке предостаточно.
      R7 можете поставить сразу как на моей схеме. Затем при необходимости надо подобрать номинал так чтобы падение напряжения было равно 15 вольт. Если чуточку будет отличаться - ничего страшного.

      Удалить
    2. Совсем забыл добавить - тр-р подходит (если это ещё актуально). Приведённое сопротивление первичной обмотки 5,2 кОм позволит получить бОльшую мощность на выходе при чуть меньшем качестве звука. Не факт что Вы заметите ухудшение звучания. Для бОльшего качества нужен тр-р 6-8 кОм, соответственно и мощность на выходе будет меньше.

      Удалить
  7. На выходе ТВЗ 1-9, вы их дорабатывали?
    На какую акустику вы слушаете усилитель?
    Какая выходная мощность(до ограничения)?
    Вы давали усилителю прямоугольник?
    Ачх снимали? Интересует нижний предел на этих выходниках.
    Мне тоже нужен усилитель на комнату 12м.Хотелось бы чтобы он "тягал" трехполоску с 10гд30 на нч. Перебираю множество схем, не могу ни на чем остановиться.
    С ув.Анатолий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Много читал сообщений о необходимости доработки ТВЗ 1-9 но сам этого не делал. Просто выбрал пару с одинаковым активным сопротивлением первичных обмоток и хорошо собранные на вид.
      Моя акустика описана в этой теме http://fedor81.blogspot.com/2011/11/1.html
      Мощность усилителя по расчету 0.9 Вт, мощность акустики по паспорту 120Вт.
      Прямоугольник не давал - нет источника и осциллографа нет.
      АЧХ тоже не снимал. На аудиопортале я где-то встречал АЧХ этих тр-ров. Я попробовал только программку - звуковая карта становится генератором частоты. На слух заметный спад начинается от 35-40 Гц и ниже.
      Этот усилитель "тягает" акустику S90, если у Ваших 10гд30 чувствительность не хуже то думаю его будет больше чем достаточно(это при условии если Вы не любите чтоб дрожали стекла и соседи стучали в стену)

      Удалить
  8. 1975 если мне не изменяет память это Рэйнбов райзинг самый лучший(на мой взгляд) из всех концертов. Но вроде он не так уж тихо записан.
    Многие концерты Пинк Флойд довольно тихо записаны, начиная с 1975г.
    Как по мне 1975г в плане музыки наиболее урожайный на шедевры вошедшие в вечность. Потом пошел перелом и спад, поиски нового,не приведшие к столь качественным произведениям, абсолютно у всех команд первого дивизиона. Были единичные всплески, но такого массива качественных произведений уже небыло. В этом году начался закат... так всеми нами любимого, качественного рока.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Rising записан в 76 году.
      Я писал про альбом Ritchie Blackmore's Rainbow [Remastered 1999]записанный в 75 году.
      По урожайности не берусь судить. Мало слушал исполнителей того времени. Я сам то в 81-м родился :)
      О вкусах спорить дело неблагодарное и у нас они похоже немного не совпадают.
      Чаще всего слушаю записи 80-х и 90-х годов. Например очень нравится Ози Осборн который после 70-х нисколько не потерял творческий потенциал и порадовал целым рядом альбомов.

      Удалить
  9. Я немного подумал, к этому усю наверно лучше собрать ПАС в корпусах от 10МАС на дине 4ГД35-он туда как раз становится один в один. отобрать пару с наименьшей резонансной частотой, ящик с ПАСом еще ниже опустит резонансную... Пищалку можно оставить 3ГД31, включив ее через 1 мкф.
    4ГД35 легенький широкополосник, где-то до 12кГц... они с усем поженятся и будут жить долго и счастливо и радовать хозяина приличным звуком. Середина у этого дина шикарная, вч тоже ничего и на 1 вате он будет звучать.
    А чем не устроил вас усь Губина?
    В 1981г я уже работал в р. ателье.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не могу сказать что меня усилитель Губина чем-то не устроил.

      Просто он был первым, слушал я его недолго и хотелось собрать не готовую схему а самому выбрать режимы работы ламп, просчитать все детали. Так сказать разобраться в вопросе :)

      Эту схему повторили уже минимум человек 5 (о которых я знаю) и все довольны звучанием. А может просто ругать меня не стали :))))

      Удалить
  10. дядь ,Федя!!рятуйте(((
    я ради этого усилка раскурочил весну 308,и получил трансформатор тсш-170...как мне добится етих злощастных 300 вольт...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Тут есть намоточные данные тр-ра ТСШ-170
      http://www.radiolibrary.ru/reference/transformers-ts/tsh170.html
      Если у Вас такой же то надо намотать ещё примерно 130-150 витков вторичной обмотки. Соединить все вторичные обмотки последовательно кроме одной накальной и получится 270-280 вольт. После выпрямителя будут заветные 300 вольт. Но боюсь что там на катушке просто нет места для такого апгрейда.

      Удалить
    2. спасибо))))
      буду ставить для получения 300 в конденсаторы.
      отдельное спасибо за за схему усилителя и и деталбные пояснения!будем собирать прямо сейчас)

      Удалить
    3. Всегда пожалуйста! Удачи :)

      Удалить
  11. вот так всегда)))
    у юного радиолюУБИТеля произошло чп((((...
    спаяв и предвратительно проверив всю конструкцию,и блок питания подав напряжение в 300 вольт я спалил предохранитель блока питания(((пока не спалил еще чего то можете обьяснить двоешнику (который учится на електрика) выводы минус конденсатора с1 соединять со вторичкой выходного трансформатора и с7 R7???и самый (может самый тупой вопрос ,прошу прощения) подавать ли на них напряжение ??простите за глупость вопросоов !

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Горизонтальной чертой принято обозначать общий провод и он должен быть подключен к минусу блока питания анодного напряжения. Ни в коем случае не подключать к обмоткам силового тр-ра. Затем общий провод необходимо соединить с шасси(металлическим корпусом). Как правило точка соединения с корпусом находится возле входных разъемов. В ламповом усилителе все детали соединяють с общим проводом желательно в одной точке. Посмотрите внимательно на фото моего монтажа - там не случайно возле входа спаян целый "паук" из проводов. Фото можно увеличить по клику.

      Не стесняйтесь задавать вопросы, все мы учились :)

      Удалить
  12. еще раз здраствуйте))нашел причину того почему у меня из за диодного моста "взрывался" предохранитель...(хорошо что он есть!)
    дело в том что я мерял напряжение(у меня было 280-300 вольт) а ток я не мерял(так как прибор мой чегото тупит,без подключения к чему либо показывает что ток и его немало)
    сейчас померял и просто был ошеломлен! 11,68 ампер!!!!!данные не точны,завтра проведаю друга у него нормальный мультиметр!
    если показания не изменятся ...придется чтото придпринемать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В этой схеме ток мерять нет необходимости. Ток меряется только под нагрузкой и амперметр надо подключать в разрыв цепи. Токи указанные на моей схеме это расчетные значения. В реальной схеме чтобы узнать ток мы пользуемся законом Ома. Номиналы резисторов нам известны. Меряем падение постоянного напряжения на резисторе и считаем какой ток протекает через него.
      Ток 11 А - это уже похоже на короткое замыкание. В первую очередь ещё раз проверить правильность монтажа. Чтоб ничего нигде не касалось случайно других выводов, чтоб всё было припаяно по месту. Надо проверить по отдельности диоды - нет ли пробоя. Можно отсоединить усилитель от блока питания и включить БП в холостую.
      В общем тут надо не мерить ток а искать ошибку монтажа или пробитую деталь.

      Удалить
  13. спасибо)))спаял...))все работает)))фон есть ,но ето дело поправимое)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Всегда пожалуйста! Рад что всё получилось:)

      Удалить
  14. Здравствуйте! Очень заинтересовала ваша схема! собственно все детальки уже купил и решил не продолжать развивать усилок на 6ф5п(хоть тот и вполне звучит)! У меня транс как у вас - тс-180-2, ничего не перематывал, все в родном виде, сам выдирал из телека!))) Во первых - он немножко гудит, при паузах этот гудеж передается на колонку, немного - но неприятно! как вы это побороли? Варили ли в парафине с воском, или еще что? И второй вопрос - все 4 выхода накала на холостом ходу и под нагрузкой показывают примерно 7,1 вольт!) предел для этих ламп вроде 6,9,как и для лампы 6ф5п, которая уже несколько дней нормально работала и по 4-5 часов и ничего с ней не произошло!) Хотя у меня может и гнать тестер! Но можно ли использовать лампы на этом напряжении? или лучше заморочится и попытаться сделать то, что никогда не пробовал - отмотать от вторичек накала чуток провода?))
    Спасибо!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На колонку передается не гудение тр-ра а 50 Гц из сети. Такого фона не должно быть вообще. Это может быть следствием неудачного монтажа.
      По ТС 180 мне советовали перед сборкой мазать железо лаком и прогревать в печи(или домашней духовке) сразу после сборки. Второй вариант - мазать клеем БФ-2 перед сборкой. Варить в парафине отпало сразу - в квартире никакая вытяжка не спасет. Ничего из этого я не делал так как ТС-180 был временным тр-ром для макета. Он огромен для этого усилителя - мощность в три раза больше потребляемой.

      По напряжению накала - померяйте напряжение в сети - возможно у Вас 250 В в розетке. Если меряете в холостую то с подключенными лампами напряжение упадет. Тр-ры ТС с лишними витками мне не попадались - мерил в разное время штук 10-12 мощностью от 100 до 270 ватт.

      Удалить
    2. Спасибо!) розетка 236 показывает, а месяца 4 назад вроде ровно 220(обидно), но тогда накал примерно 6,75 должен быть я так понимаю) 6,3/220 * 236))) (Чисто логически). Вы правы, я ляпнул про транс, конечно 50 герц!) наверно диоды в мосте не шунтировал - из за этого. Да и на вход 220 переменки надо бы пленку поставить.
      А про другой транс - я бы с радостью, но пока не нашел! если только заказывать. У меня и на выход только по одному трансу твз1-9 и тв-3ш, одинаковых не нашел пока.

      Удалить
    3. Отмотал все же 2 витка с одной вторички, получилось 6,36 вольта и под напругой примерно так же!) думаю все 3 лампы на нее посадить, потому как по паспорту было 6,8 в и 4,7 а. запас есть по мощности. лампы жрут не больше пол ампера вроде!)
      Еще вопросик: У меня дроссель Др2,3-0,21II2 я так понял он 2,3Гн и 210мА, Подойдет ли? Ну по току то подойдет я думаю.

      Удалить
    4. Да, ток накала ламп в сумме будет около 1,5А, напряжение накала не завышено - глядишь дольше лампа проживет.
      Дроссель подойдет(можно и резисторы ставить если дросселей не найти), но их надо ставить два - по одному на питание каждого канала. Можно увеличить емкость конденсаторов в блоке питания в два раза.

      Удалить
    5. Резистор я поставил после выпрямителя на 5 ом на плюс, говорят это чтобы диоды жили дольше, если не ошибаюсь) да и вся схема блока питания осталась Манаковская, в принципе кроме резистора и конденсаторов на шунт диодов она от вашей особо не отличается. А какие вы диоды используете? если у вас на выходе до моста 300 вольт и после 300? если я не ошибаюсь!) у меня стандартно увеличилось на 40 процентов напруга, диоды д226в, опять же из схемы Манакова)

      Удалить
    6. Блок питания я срисовал у Манакова. Пробовал шунтировать диоды конденсаторами и пробовал без шунтирования - разницы в звучании не заметил. Диоды использовал Д226(букву не помню) и ультрафасты современные на ток 1А с обратным напряжением 1000В. Эти диоды продают у нас по гривне поэтому и купил новенькие :)

      Удалить
  15. Разница в звучании и не заметите скорее всего, шунтируя диоды!) это больше тешины в паузах добавит на мой взгляд, меньше 50 герц будут вылезать))) по крайней мере я так делал в ушном усилке "Семигор". Там вообще кажется что усилок выключен, пока он не заиграет.
    Ну а как сам звук этого усилителя на ваш слух?)
    Я на 6ф5п собирал, он для рока не очень, зато голос Норы Джонс звучит на нем очень клево, да и вообще весь джаз, блюз и инструментал легкий , короче говоря все, где звучат живыи инструменты - звучит достаточно хорошо, но не рок!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про блок питания согласен - тут думаю надо с осциллографом подходить чтоб точно узнать эффект от шунтирования диодов конденсаторами. Как я понял, Манаков шунтирует старые диоды по причине их частой ущербности.
      Я собирал эту схему на заказ с качественными выходными тр-рами. Неделю слушал Блэк Саббат, Ози Осборн, Дио, Скорпионс, Квин, Моторхэд, Рамштайн, Металлика и непомню что ещё. Даже быстрые тяжелые вещи слушать приятно - музыка не грузит, не давит на голову, звук как бы приятно окутывает. С тр-рами ТВЗ 1-9 такого эффекта нет, но слушать многое все равно в удовольствие.

      Удалить
    2. Запустил усилитель сейчас, только один канал правда! Ничего так, поет!) 6п6с - печка))))) обидно что твз1-9 у меня только один, есть еще тв-зш, но скорее всего будет второй канал сильно разнится с этим трансом. Громкость примерно та же, что была на 6ф5п) контрольные точки замера напряжения на 6н9с - идеально 1,5 вольта, ну а 6п6с чуть больше номинала - 15,2 вольта. Как только поставлю свои 5гдш-4 на щиты и помещу усилок в корпус - буду уже вслушиваться в его звучание!))) Спасибо за схему!)

      Удалить
    3. Всегда пожалуйста! Надеюсь звук Вас будет только радовать.

      Удалить
  16. а в качестве выходных трансформаторов пойдут ли тв-3ш и\или твк-110л2

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Посмотрел в интернете моточные данные этих тр-ров - у обоих слишком тонкий провод первичной обмотки - ни выходники ни дроссели в этой схеме из них не получатся.

      Удалить
    2. а какие-нибудь еще трансы на выход для этой схемы не посоветуете? Может какие заказать можно из более-менее нормальных и не сильно дорогих?

      Удалить
    3. Я собирал эту схему с тр-рами ТВЗ 1-9 и заказными из Харькова - 1160 за пару - дороговато но тр-ры хороши. Дешевле можно заказать питерский Аудиоинструмент, у них убогий сайт но тр-ры люди хвалят. Ещё дешевле - искать местных умельцев - но тут результат будет сильно "плавать".

      За качественные выходники есть смысл платить если Вы имеете хорошую акустику и любите побаловать ухо. Если у Вас что-то вроде S90 то и заморачиваться не стоит - разница с ТВЗ будет на грани с самовнушением.

      Удалить
    4. 1160 не так уж и дорого, если в рублях вы имели ввиду конечно!)
      да меня ТВЗ вполне устраивают, но их очень сложно найти в наших кругах, а заказывать их - то же самое и получится по деньгам похоже! нашел 2 телека старых ламповых, жаль один твз там только стоял!)) остальные твк да тв-3ш. Гоняю пока усилитель ваш в моно режиме один канал на одну колонку! Звук конечно тиховат и появляются искажения если плеер на полную выкрутить, но в целом доволен!) верха хорошие! чуть тише чем на 6ф5п я собирал! но более детальный чтоли!)

      Удалить
    5. Я на Украине живу и заказывал в Харькове - цена в гривнах, это примерно 4600 рублей.
      Усилитель рассчитан на работу с компьютерной звуковой картой на входе (обычной либо "мажорной").
      В случае если искажения создает усилитель на полной громкости проигрывателя - есть вероятность что выходное напряжение проигрывателя велико. В таком случае необходимо увеличить напряжение смещения лампы входного каскада. Для этого ставим резистор R2 большего номинала. Смещение должно быть в полтора-два раза больше напряжения сигнала.
      Звук тиховат возможно потому что чувствительность акустики низка.

      Удалить
  17. Федор, подскажие, в расчетах выходного каскада у Вас есть красная черта. Как она выбирается, как выбирается наклон, и зачем приведены длины отрезков? Она, кажется должна быть приближена к кривой мощности, а наклон? На Вашей ВАХ нет кривой максимальной мощности, потом разглядел кое как точки, поставленные на ветках.. Дорисуйте :) Еще вопрос, есть фраза "Внутреннее сопротивление пентода в триодном включении определим по крутизне касательной.", и в расчетах преда "Определим внутреннее сопротивление по наклону касательной к характеристике в этой точке". Объясните, как графически это понять :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вольт-амперные характеристики пентода в триодном включении взяты из справочной литературы такими как есть. На них небыло кривой максимальной мощности а были только эти точки - ничего от себя дорисовывать я не стал. Увеличьте рисунок до полного размера и точки будут хорошо видны.
      Красная черта на графике это наша нагрузочная прямая. Её наклон зависит от приведенного сопротивления выходного тр-ра Ra.Строим её так: сначала ставим желаемую точку Ua0,Ia0 на кривой с желаемым смещением, затем подбираем точку Uост,Ia.max таким образом чтобы Ra получилось равным приведенному сопротивлению нашего тр-ра.
      В литературе сначала строится желаемая нагрузочная прямая, затем считается получившееся Ra и мотается соответствующий тр-р. У меня же тр-р уже есть в наличии и я вынужден подстраиваться под него.
      Кривой для смещения -15В на графике небыло - провел её самостоятельно на глаз.
      По касательным сейчас не готов ответить, надо в книгу заглянуть припомнить, три года назад считал :)
      Скорее всего касательная - это и есть моя прямая для смещения -15 вольт. Нам надо взять на ней два напряжения и два соответствующих тока. Дальше как мы считали Ra считаем Ri
      Длины отрезков на красной прямой - по ним считал коэфф гармоник. Остальные отрезки - чтобы поточнее определить величины взятые по графику.
      Вроде ничего не пропустил, спасибо за интересный обстоятельный вопрос! Возможно Вы первый человек кто попытался вникнуть в мои расчеты :)

      Удалить
  18. Федор спасибо Вам за подробные расчеты и описание. и отдельное - за отсутствие эзотерики, такой как звучание резисотров с конденсаторами, и пр.. :) Все равно остались непонятки.. Откуда взялась точка 64/158.. Ведь сопротивление в ней получается ~2.5кОм, а приведенное у нас 5.5кОм.. Хотя, если следовать рекомендации для триодов Ra=2*Ri, то тогда все сходится. И зачем нагрузочная линия нарисована до смещения -30В, если у нас амплитуда сигнала -15..0 В. И в расчетах преда Rt=20/0.5 Как я их не проецировал на график, у меня этих значений не получилось.. По догадкам: для смещения -1(положительная полуволна) получаем 195-175=20 и 2,5-2=0,5.. Хотя что нам мешает посчитать внутреннее сопротивление в рабочей точке? И скажите, какой литературой пользовались при расчетах, может там найду часть ответов. Просто по сухим формулам разбираться тяжковато.. Спасибо. Андрей.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надо считать сопротивление не в точке, формула прямо над графиком приведена я тут подставлю данные для ясности Ra=(265-158)/(64-47)
      А точку 64/158 я получил методом подбора чтобы расчетное Ra было равно приведенному сопротивлению моего ТВЗ 1-9.
      Если мы будем мотать тр-ры то всё становится намного проще. Проводим желаемую нагрузочную прямую - с макс выходной мощностью, или с минимальными искажениями, или выбираем нечто среднее. Считаем Ra и эту величину используем для изготовления тр-ра.
      Многое прояснится если Вы прочитаете книгу Г.С.Цыкин Электронные усилители 1965г. Расчет делал по ней. Её легко найти в сети.
      Там же взята методика построения нагрузочной прямой, мне сейчас тяжело пересказать методику - лучше её найти в книге.
      Методы расчета гармоник на странице 72, а общие о гармониках с.27
      Пример расчета каскада мощного усиления на триоде с.226
      Расчет конденсатора Ск с.307
      На рисунке расчета плохо видно - правильно называть не Rt а Ri.
      Внутреннее сопротивление пентода в триодном включении я считал по формуле Ri=Uост/Iа.max и видимо не поменял данные от предыдущих вариантов расчета. Надо подставить 158/64. Где взял эту формулу никак не найду...
      Эта величина нам нужна только для определения емкости Ск - и эта неточность изменила расчетную величину Ск несущественно.
      Надо будет подправить это в расчете, спасибо что указали :)


      Удалить
    2. Ещё поразмыслил над расчетами - по рекомендации в книге Цикина можно брать катодные конденсаторы номиналом в половину меньше. Изначально я задавался очень малым коэффициентом в расчете и получил указанную на схеме величину емкостей.

      Удалить
  19. Здраствуйте!)
    Собрал второй канал усилка, правда один выход на твз1-9, а второй на тв-3ш, пока ничего не нашел другого кроме твк!! звучит один канал с тв-3ш - заметно хуже, высоких не хватает, более пластмассовый звук чтоли, но есть еще один нюанс - напряжение смещения 6п6с одной лампы около 15, а другой около 18 (в моно-варианте звучала чуток хуже) в прогретом состоянии!!! чтобы снизить напряжение смещения надо заменить резистор?) и в какую сторону двигаться, увеличивать сопротивление или уменьшать его в смещении?))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У этих выходных тр-ров разное приведённое сопротивление первичной обмотки. Поэтому лампы работают в разных режимах. Регулировать смещение в данном случае не выход - тр-ры должны быть одинаковыми.
      18 вольт смещение говорит также о том что лампа 6П6С работает с перегрузом - через неё протекает больший ток по сравнению с рассчетным. Это ведёт к искажениям и преждевременному выходу из строя лампы.

      Удалить
    2. Странно, но после часа работы смещение упало до 16,3 примерно. Дело в том , что и в моно варианте на трансформаторе твз1-9 было завышено напряжение смещения! меняешь лампу и все гуд!))) хотел купить еще ламп 6п6с на замену - не получилось)))) оказывается эти 2 были последними))) 6н9с - полно причем))))

      Удалить
    3. Лампы тоже нужно подбирать в пары чтобы оба канала были максимально симметричными. Попадаются и откровенно плохие лампы и "уставшие" от долгой работы. Для этого желательно иметь пачку ламп или сразу покупать чуть дороже но подобранные лампы.

      Удалить
    4. подскажите можно ли межкаскадный конденсатор с3 поставить на 0.15мкф к 40у-9?другой емкости не найду пока....

      Удалить
    5. Да можно, большой разницы не заметите.
      Я путем подбора остановился на номинале 0,1 мкФ потому что использую на выходе ТВЗ 1-9. Если у Вас более качественные тр-ры можно пробовать повышать емкость С3 примерно до 0,3 мкФ

      Удалить
    6. А никто не пробовал в качестве разделительного МБМ - кондёры?))) Когда-то собирал CMoy для наушников, и перебрав разного типа и номинала конденсаторов остановился именно на МБМ!) звук был вполне неплохим, хрустящие верха, низа на уровне)))
      Где-то пара оставалась на 1000 вольт 0,1 МКФ, если найду - попробую!)))

      Удалить
  20. спасибо.Я использую ТВ-2Ш-2.

    ОтветитьУдалить
  21. Здравствуйте. Так же решил собрать унч по Вашей схеме на 6н8с, по этому поводу есть ряд вопросов. Мне в заказе деталей пришли выходные трансформаторы ТВ-2Ш-2, можно ли их использовать вместо ТВЗ 1-9? Сетевой трансформатор выдаёт 240В, вместо 300В, как понимаю необходимо увиличить ёмкость конденсаторов в блоке питания и таким образом смогу решить вопрос?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте. Первое что показал Гугль - это тема на аудиопортале "Что за зверь ТВ-2Ш-2?"
      Там в ответе №12 господин Манаков дал подробный ответ по этому тр-ру и привел скан справочника. Получается что ТВЗ 1-9 и ТВ-2Ш-2 два идентичных тр-ра, только второй намотан проводом чуть толще и имеет две вторичные обмотки.
      По идее должен стать как родной.
      Свой силовой тр-р ТС-180 я доматывал, не могу сказать насколько эффективно будет поднимать анодное напряжение добавлением емкости в блоке питания. И мостовой выпрямитель тоже увеличит напряжение.
      Если у Вас анодное напряжение будет меньше расчетного - звук будет немного тише.

      Удалить
  22. Здраствуйте!)
    наигрался я с этой схемой усилителя!) Решил пока до ума не доведу - не брошу эту идею!) А то в голову уже лезли мысли собрать однотакт на 6с4с и подобные))) подобрал лампы по смещению более-менее одинаковые, докупил еще один такой же дроссель и выходник твз 1-9, разница первичек двух твз составила примерно 10 ом - думаю не критично! межкаскадные конденсаторы удалось откопать достаточно редкие сейчас фт-3 0,1 мкф. огромные просто!) пробовал еще к40у-9 тоже звучат приятно, но не так детально на высоких! пока макет, но уже на более-менее правильных деталях - звучит очень открыто, живо! Громкость конечно зависит от размера корпуса усилителя и чувствительности динамика очень и очень сильно! пока не нашел нормальной акустики - слушаю на 10ас-225, но и на них уже звук неплохой, громкости правда не хватает! Теперь дело за корпусом и замена силовика тс180-2 на два отдельных транса та37 и тн36! Думаю каждую лампу запитать отдельно от вторички транса накала, там их четыре по 1,2 ампер.
    Такой вопрос: а вы вторички накала кидали на землю через резистор 100-200 ом? нужно ли это в данной схеме? И еще откопал один кондер 330мкфх450в, как вы думаете есть ли смысл заменить один 100 мкф перед дросселями в аноде на 330мкф, оставив после дросселей 100мкф?
    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте.
      Обмотки накала с общим проводом соединяют чтобы убрать фон. У меня такой проблемы нет. С конденсаторами в фильтре то же самое - емкости 100 мкФ вполне достаточно.
      По правде говоря не понял как громкость связана с размером корпуса усилителя?

      Удалить
    2. Сейчас только заметил)) Не размер корпуса усилителя, а акустики!) просто есть 2 пары советской акустики почти на одинаковых динамиках но очень разный литраж корпуса, 15ас очень небольшие! Их усилок вообще не раскачал! Зато есть динамик один от бас-гтарного комбика на 100 ват с чувствительностью 96дб - он звучит очень громко! была идея собрать акустику на простеньких 5гдш4 - но из пары динамиков один уронил и порвал))))))) у них уже чуствительность 90 вроде!)

      Удалить
  23. Анонимный25 июля 2013 г., 12:43

    Фёдор, здравствуйте. Очень хочется собрать Ваш усилитель с газотронами в БП. Это моя первая работа. Подскажите пожалуйста, сколько ватт потребляет Ваш усилитель и какие газотроны подошли бы лучше всего?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Охота пуще неволи :)
      Для расчета потребляемой мощности все данные указаны на схеме. Нам надо умножить ток анода на анодное напряжение каждой лампы: 0.047 А * 300 В + 0.0062 А * 250 В = 15,65 Вт для одного канала, 31,3 Вт для двух каналов. Газотрон выбираем по справочнику, смотрим на максимальный ток нагрузки. В нашем случае он равен 31,3 Вт / 300 В = 104 мА. Больше по газотронам подсказать не могу - я их никогда не применял.

      Удалить
  24. здравствуйте!
    собрал ваш усилитель, анодное 280в под нагрузкой, на анодах 6н9с по 180в. 6п6с 275в. смещение 6н9с 1.5в, 6п6с-15в.
    усилитель слегка похрипывает на некоторых композициях, видимо сильное усиление драйвера, как его снизить не применяя 6н9с?

    какие номиналы нужно поставить
    R3-4?

    выходные трансформаторы на осм 016

    ОтветитьУдалить
  25. Я старый радиолюбитель -конструктор гаражной сборки см http://youtu.be/z7hLgmFpNA4.
    Собрал в последние годы штук 6 разных ламповых усилков как PP так SE. На мое ухо наилучше звучит 6Н2П+6П6С с выход трансом от Ригонда-моно ( ультралинейное включние) Va 280. Использовал в драйвере 6Н2П по причине доступности и возможности выбора с наилучшими показателями. Ибо где взять ведро с 6Н9С - а эти лампочки микрофонят.

    ОтветитьУдалить
  26. Надо будет попробовать собрать =), пока только упражняюсь на 6ж1п ,вход с телефона радио джаз , динамик от старой радиолы 4ГД-4 1967 года

    https://www.youtube.com/watch?v=TrE4cG2aglI

    http://rm-labs.blogspot.ru/ добро пожаловать в гости

    ОтветитьУдалить
  27. Фёдор Привет! вопрос такой ,можно ли вместо конденсаторов С4,С7 поставить конденсаторы большей ёмкости 1000мкф 63в

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет. Увеличивать емкость С4 и С7 не нужно. Стоит попробовать наоборот уменьшить номиналы этик конденсаторов примерно вдвое.
      Смотри ответ на комментарий от 13 апреля 2013г.

      Удалить
  28. то есть эта расчётная ёмкость или можно уменьшить ёще до 100мкф и 220мкф?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Все номиналы указанные на схеме получены в результате расчетов. В том числе и номиналы С4, С7. Их номинал во многом зависит от величины коэффициента частотных искажений Мнк. В книге Цикина даны примеры расчетов в которых этот коэфф. принят равным 1,01. Я задал его величину на порядок меньше - 1,001. Если подставить в формулу значение которым задавался Цикин, то расчетная емкость конденсаторов С4 и С7 уменьшится вдвое.
      Поэтому можно попробовать поставить конденсаторы на треть или даже вдвое меньшей емкости от указанных на моей схеме величин.

      Удалить
  29. Фёдор доброго времени суток!такая проблема ,не могу найти на R3 двухваттные по 47к,нашёл полваттные типа ВС как быть?(я собираю схему с 6н8с)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ток лампы 6Н8С 6,2мА, значит на резисторе R3 рассеивается мощность 0,9 Вт.
      В идеале конечно же лучше найти один резистор нужного номинала.
      Если соединить в параллель два резистора то на каждом из них будет рассеиваться по 0,45 Вт.
      Полваттные резисторы становятся впритык. Так делать можно но резисторы могут греться и "поплывет" сопротивление. После монтажа дать поработать схеме, отключить и проверить - если не греется значит всё в порядке.
      Можно набрать нужную величину сопротивления из трех резисторов по 0,5 Вт соединенных последовательно. Но это уже получится целая "гирлянда".

      Удалить
  30. а нужный номинал именно 23,5к или можно отступить от него +/- cколько нибудь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По расчету я получил величину 23,1кОм. Для дальнейшего расчета задался величиной 23,5кОм потому что такие резисторы у меня были под рукой. Трудно найти две лампы с абсолютно одинаковыми параметрами. Также и резисторы имеют некоторое отличие от номинала. Думаю если разница будет +- 0,5 кОм от расчетной величины ничего страшного не произойдет. В любом случае после монтажа необходимо сделать замеры в контрольных точках указанных на схеме. Если величины будут отличаться - нужно подбирать или лампу или детали.

      Удалить
  31. и ещё,что можешь сказать о кондёре К42У-2 в качестве межкаскадного?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. На вопрос о типах конденсаторов которые можно ставить между каскадами господин Манаков дал такой ряд в порядке ухудшения:
      К72-9, К72П-6, ФТ, К71-7, К78, К73, К40, К42, К77.
      Качество межкаскадного конденсатора зависит от материала диэлектрика и потерь в нём.

      Удалить
  32. Фёдор приветствую! в общем собрал пока макет одного канала ,запустил,работает,но 6п6с горячая хоть яичницу жарь....и ещё,силовой у меня пока ТС 270 А (другого пока нет) так вот, анодное с него получилось 351в и накальное померил без нагрузки 7,2в.дроссель в питании Др 5-0,08 .Что посоветуешь?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. День добрый.
      Лампы в работе будут горячими, это нормально. Насколько они должны быть горячи мне тяжело сказать.
      Если все номиналы как на схеме, а напряжение подаётся на 50В больше расчетного то лампы будут работать с перегрузом. Это плохо отразится на качестве усилителя и на сроке жизни ламп. Нужно привести анодное в соответствие с расчетным значением. Для этого уменьшить кол-во витков вторичной обмотки тр-ра. Стало быть не нужно соединять все вторички последовательно - померять напряжения и отключить какую-то из вторичных обмоток. Второй вариант (менее правильный) - поставить резистор после дросселя на котором будут падать 40-50В.
      По разным справочникам предельно допустимое напряжение накала 6,9-7В. Надо померять накальное под нагрузкой - при этом оно должно немного "просесть"

      А может в сети напряжение повышенное? Нужно померить что там в розетке делается...

      Удалить
  33. может я дурак...может и лыжы по асфальту едят...ну не кажется мне это...могу видио записать(((звук походу с выходного транса идет...заметил это когда перекидывал провода с тест динамика на ас...сейчас запишу видео...

    ОтветитьУдалить
  34. еще раз здравствуйте)))делаю второй усилитель по вашей схемке)))в этот раз такие проблемки...
    1 очень высокое напряжение после выпрямителя(кенотрон 5ц4с) более чем 350 вольт(точно сколько не знаю - так как мультиметер отказывается мерять...
    в указаных точках меряю напряжение и у меня выходит 1.8 и 20.1 вольт(вместо 1.5 и 15 вольт).вобщем все сводится к тому что лампы работают в перегруз но тут вторая проблема
    подключаю гитару(без предусилителя и каких либо премычей и комбиков)звук очень тихий(тише чем сама гитара),а подключаю сигнал с колонок компа то усилок его не усиляет ((в чем может быть причина?все трансформаторы и дросели снял с отечественого магнитофона маг-8-2
    http://www.rw6ase.narod.ru/000/mg1/mag8m2.html
    работает на тех же лампах(жаль что от магнитофона достались только трансы((((

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте :)
      Чтобы усилитель работал как было задумано нужно привести все токи, напряжения и номиналы деталей в близкое соответствие со схемой.
      Почему усилитель не усиливает сигнал - тут затрудняюсь посоветовать что-то конкретное. Нужно проверить правильность монтажа, качество пайки и исправность деталей.

      Удалить
  35. Доброго дня! Федор вопрос: я собрал усилок по схеме Пузанова (6Н6С+6П3С(вместо 6П13С), доцельно ли заменить 6П3С на 6П6С???(в плане улучшения звучания??)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте! Когда выбирал на каких лампах собирать усилитель я перечитал ряд статей и массу отзывов на форумах. Из всего прочитанного сделал вывод что 6П6С очень хорошая лампа но многим не хватает её мощности около 1 Вт на канал в триодном включении. 6П3С похуже но имеет гораздо большую мощность.

      Удалить
  36. Спасибо большое за Вашу замечательную статю! Есть вопрос по блоку питания, после трансформатора и диодного моста имею почти выпрямленные 300в, далее добавляю конденсатор 330мф400в(выбрал большую ёмкость т.к. пока нет дросселя) и получаю уже 400-410 вольт. Это без нагрузки. Проверял мультиметром и сразу же выключил чтобы не рванул конденсатор. Нормальная ли это работа для включения без нагрузки?

    ОтветитьУдалить
  37. Номинальное напряжение конденсатора должно быть больше чем напряжение в схеме.
    В нашем случае холостой ход длится около минуты пока греем накал. За это время по идее не должно произойти ничего страшного. Но все же лучше чтобы был запас по напряжению.

    ОтветитьУдалить
  38. Здравствуйте, Федор собрал конструкцию по вашей схеме, в качеств выходного каскада для гитарного комбика, только вместо 6н9п использую 6н2п, 6н23п, не подскажите если использовать схему с автосмещением, как на данном примере(https://yadi.sk/i/brri3wCxbeKDP), мощность не возрастет правильно я понимаю?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, не понял в чем вопрос - про автосмещение?
      Или про мощность других ламп в схеме по ссылке?.

      Удалить
  39. Прошу прощения за возможно глупые вопросы, недавно столкнулся с лампами, имел ввиду если по выше приведенной мной схеме задействовать две половинки триода, мощность не возрастет для этого необходимо другое включение лампы?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О, вот теперь понятно о чем речь. Вопрос нормальный, не стесняйтесь спрашивать :)
      В начале мы задаемся мощностью которую хотим получить на выходе усилителя. Затем подбираем лампу которая способна дать нам желаемую мощность на выходе. Это наш каскад мощного усиления. В моем случае мощности 0,8...1 Вт было достаточно и я выбрал лампу 6П6С.
      Теперь выбираем лампу для каскада предварительного усиления которая способна раскачать лампу 6П6С. Для этого с головой хватает одного триода (одной половинки) 6Н9С, и немножечко не хватает одного триода 6Н8С (но это не критично).
      В каскаде предварительного усиления включают триоды в параллель когда мощности лампы не достаточно для раскачки каскада мощного усиления.
      В моей схеме включать триоды в параллель не нужно.

      Удалить
    2. Вот почитал информацию и набросал схемку https://yadi.sk/i/5pbOVNSsbh4QE себе под комбик нагрузка правда у меня 8ом - 10вт возможно будет нужен новый выходной трансформатор...Понравилась мне 6п6с по звучанию посмотрим сможет ли она раскачать этот динамик.

      Удалить