5 ноября 2011 г.

Напольная акустика своими руками. Часть 1

Продолжение тут

Напольная акустика своими руками. Часть 2 - Сборка

Напольная акустика своими руками. Часть 3 - отделочные работы


Весь проект от идеи до результата был осуществлен ранней весной 2010 года. И только отделочные работы я завершил через полтора года :)

С восемнадцати лет я слушал музыку на двухкассетном магнитофоне Sony CFS-717S. Продолжительное время слушал музыку все реже и реже. Качество звука уже не радовало, хотелось большего.  И вот решение вопроса пришло само собой. На форуме Matiz-клуба я прочитал ветку про автозвук. Автор темы Сергей из Ростова на Дону подробно ответил на мои вопросы. В ходе беседы мы перешли с автозвука за домашнюю акустику.   Вот так слово за слово и я собрал домашнюю напольную акустику.
Сергей помог мне выбрать динамики и посчитал необходимый объем корпуса. Также дал ряд практических советов по материалам и процессу сборки.

Понимаю что без расчета объема ящиков статья выглядит не полной. Методику расчета я к сожалению не знаю. В этом проекте я сделал только сборочные работы. О чем и напишу дальше.

Бюджет мой составлял 1,5 тысячи гривен плюс минус немножко. На эти деньги из всего многообразия по совету Сергея я приобрел двухканальную компонентную акустику DLS R6A.
Колонки задумано сделать напольными с круглым фазоинвертором. Внутренний объем при этом должен составлять 25 литров.

Мне нужна была высота колонки 800мм. Отталкиваясь от выбранной высоты и необходимого объема я просчитал все остальные размеры. Переднюю панель сделал чуть шире диаметра мидбаса. По литературе хорошо было бы сделать ширину передней панели равной диаметру мидбаса. Передняя и задняя стенки считаются самыми вибронагруженными. Глубину определил зная высоту и ширину и вычтя из внутреннего объема объемы динамиков, жесткостей и фазоинвертора. В результате колонка получилась почти квадратного сечения.

чертеж колонки: вид спереди, вид сбоку в разрезе и два варианта внутренних жесткостей
Толщина стенки в моём случае должна составлять не менее 20мм. Материалом корпуса может быть мдф, фанера или неламинированная плита ДСП. По моим чертежам работники мебельной мастерской нарезали на станке все детали из плиты ДСП.

конструктор "легого" :)

Итого цена вопроса: 
- комплект акустики DLS R6A = 1540 гривен;
- детали из ДСП с раскроем по моим размерам = 112 гривен.

8 комментариев:

  1. Здравствуйте!
    Чем руководствовались при выборе акустики и объема ящика? Просто судя по параметрам динамика он совсем не для ФИ (высокая добротность), и эквивалентный объем маленький, в таком ящике сокрее всего один гул у вас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Признаюсь честно - опыта в изготовлении акустики у меня нет никакого.
      Динамики DLS и объем ящика 25 литров были выбраны по совету моего знакомого. У него на тот момент был большой положительный опыт применения этих динамиков. По паспорту минимальный объем ящика 12 литров. Задумка была сделать напольную акустику - поэтому объем был увеличен до 25 литров. Как мой знакомый получил эту цифру и по какой методике считал к сожалению не знаю. Также он в двух словах пояснил почему ящик с фазоинвертором, но я сейчас не могу вспомнить.
      Музыкального слуха у меня нет, сказать чтобы там был один гул не могу, звучание мне нравится. За три года у меня в гостях были разные люди, всем звучание нравилось. Также слушал музыку обладатель довольно дорогой акустической системы - тоже дал положительную оценку.
      Напишите пожалуйста подробнее какой объем ящика должен быть по Вашим расчетам. Если не фазоинвертор тогда закрытый или открытый ящик?

      ПС сейчас ещё статью подредактирую немного.

      Удалить
  2. Дело в том, что автоакустика изначально идет с большой добротностью, поскольку она ставится в непонятный объем (двери или полка багажника) и играет в маленьком пространстве (салон машины). Думаю вы замечали, что если открыть двери то звук уже не тот, тоже самое происходит когда вы ставите их в ящик и слушаетет в комнате. Переделывать их смысла нет, темболее что вас все устравивает, просто на будущее выбирайте головки для домашней акустики, в пределах 2 тр можно купить хорошие динамики (комплект) и сделать на них качественную акустику.
    По неопытности пытался сделать домашнюю акустику из автодинамиков, собрал одну колонку, послушал, и поставил динамики в машину :) Там они играют гораздо лучше.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, салон автомобиля наверное самое малопригодное место для установки акустических систем.
      Речь зашла речь об альтернативе, Вы можете посоветовать какой-то конкретный комплект динамиков для домашней акустики ценой 250-300 долларов. Это будет как раз одна ценовая категория с моими DLS.

      Удалить
  3. Sonido или Fostex. Отличные широкополосные динамики. Качественных расчётов корпусов с чертежами в интернет есть предостаточно. Почитать больше о широкополосных динамиках можно здесь: http://hi-fidelity-forum.com/forum/thread-49742.html

    ОтветитьУдалить
  4. Привет Фёдор. Решил собрать колонки для домашней дискотеки чтоб музыка громко играла и чтоб басы долбили качественно! Прошу Вашей помощи. Взгляните на мои чертежи и поправьте если что то не так да бы не сделать ошибки!
    Если не трудно гляньте сюда http://www.ex.ua/822159737597

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Привет. Мне тяжело комментировать. Мой вариант акустики гораздо скромнее.
      У любителей хорошего звука пользуется популярностью система из двух колонок и сабвуфера. Сабвуфер даст качественный низ а колонки покрывают весь остальной частотный диапазон. Может стоит рассмотреть такой вариант?
      На рисунке каждая колонка поделена на два отдельных ящика. Если принято такое конструктивное решение может стоит сделать эти ящики по отдельности? Литература рекомендует делать переднюю стенку ящика как можно уже, вплоть до того чтобы НЧ динамик помещался на ней впритык. Это поможет избежать вибрации стенок. Важно сделать стенки достаточно толстыми и не забыть заглушить корпус изнутри.
      ВЧ динамик - на рисунке написано 80-12 Гц - это наверно опечатка?
      Сказать что-то более толковое мне трудно, я такую конструкцию ранее не рассматривал.

      Удалить
    2. чуть не забыл - нужен ли фазоинвертор для ящика СЧ, ВЧ ?

      Удалить